донна Вита (le_donna) wrote,
донна Вита
le_donna

Categories:

Конфликт содержания и формы

Это я про издателей.

То под обложкой, украшенной репродукциями великих художников и обещаниями "новых слов" и экзистенциальных смыслов, находишь невыносимую банальщину, современный перепев давно открытого в 50-60-е годы ушедшего столетья, но языком беспомощным, неряшливым и унылым.

То книга своим оформлением не предвещающая ничего, кроме нескучного времепровождения в метро оказывается пусть и не "новым словом", но всё же - написанной слогом выверенным и изящным, и вообще чтением пусть и не экзистенциальным - но требующим от читателя душевного труда и умственных услилий.

Елена Хаецкая. "Бертан из Лонгедока".

Красна цена - 35 рублей на распродаже в "Букве".
Оформление - средневекового вида дядька с красным носом и кружкой пива в руке. Аннотация обещает "альтернативную историю" и "ИНЫЕ миры". "ИНЫЕ" - крупно и жирно.

Глазам своим не верьте. Повесть не фантастическая, и герой её - знаменитый средневековый провансальский трубадур Бертран де Борн. Автор вышивает словами по исторической конве, и точна - предельно. Домысла и фантастики в повести - точно меньше, чем у того же "историка" Вальтера Скотта, не говоря уже о Дюме-отце.

Автор пространного (и толкового) послесловия поясняет - да, Хаецкая исторически достоверна, но в тексте "Бертрана из Лонгедока" существование Бога подразумевается, как нечто непреложное, поэтому историческим или реалистическим произведение назвать нельзя - это сакральная фантастика.

Поспорить трудно - аргумент! Пожалуй, стоит пересмотреть традиции классического литературоведения и по этому же критерию причислить к фантастике "Братьев Карамазовых", "Воскресение" Льва Толстого, всего Лескова и начать переиздавать упомянутые книги в комплекте с Жулем Верном под подзаголовком "Большая библиотека приключений и фантастики".

Хотя простите - отвлеклась - заигралась в слова. Кое-где фантастика, позаимствованная из средневековых легенд у Хаецкой всё же встречается, но каждое упоминание обставленно так ловко, что допускает двоякую трактовку - как в религиозно-мистическом, так и в сугубо "материалистическом" смысле.

Например, в куртуазной беседе в кругу прекрасных домн и юных рыцарей один из них рассказывает о том, как нашёл в лесу распятие, в которое была воткнута стрела, и распятие - о УЖАС - кровоточило. Другой рассказывает об изгнании бесов: он своими глазами видел, как изо рта бесноватого во время отчитки вылетала летучая мышь. НО - можно принять во внимание, что беседующим благородным господам - от 9 - до 14 лет, и сам тон беседы несколько напоминает посиделки в пионерлагере после отбоя с поправкой на средневековый этикет.

Двойной расшифровке поддаётся и один из смыслообразующих эпизодов книги. Крестоносец Оливье де Ла Тур во время крествого похода вместе со своим отрядом напал на селение, в котором христианских святынь не было, но виделась лёгкая пожива. Селение оказалось не столь уж мирным, отряд был разбит и захвачен, и благородный де ла Тур бросил своего лучшего друга и побежал в пустыню, спасая свою жизнь. Сарацины его не догнали. Но он сбился с пути и совершенно обессилел - без воды, без еды, без коня. И всюду куда не глянь - только песчанная равнина. Де ла Тур молится - и чудо - вдруг его ладонь словно сжимает раскалённая рука и Кто-то ведёт его за руку и выводит к крестоносцам-соотечественникам. А на руке навсегда остался ожог - след Божественного пожатья. "Господь мой спас меня и оставил наедине с греховной мерзостью моей". Что это чудо? Или мираж, почудившийся измученному воображению? Понимать можно и так и так.

Но эпизод для повести важный, указывающий на бесконечность Господней любви и долготерпения.

Полюбите меня чёрненьким,пьяненьким, грязным, - умолял один из героев Достоевского. Героям Хаецкой умолять не надо. Они чувствуют на себе безусловную любовь Бога и когда молятся, и когда смотрят в окно, и когда деруться, затевают войны и интриги, обманывают, падают в грязь, превозносятся в гордыне. Эн Бертран одинаково ощущает на себе Господний взгляд и любовь, и на шёлковых простынях, и на соломенном тюфяке узилища.

"Я вижу ты недолюбливаешь церковников, но хотя бы люби Иисуса, это самое главное", - говорит Бертран.

Пожалуй это самое главное и в книге - любовь Бога и любовь к Богу. И ещё прекрасный Божий мир, на описание которого Хаецкая не пожалела слов и красок.

В этом плане показателен эпизод с мухой: Бертран случайно оказывается на проповеди почитаемого крестьянами "святого человека" Мартина. Проповедник сначала говорит о необходимости воздержания, отказа от богатства, скромной жизни, а потом переходит к постулатам своей ереси - дуализма. Разве может быть, чтобы господь сотворил всех нечистых животных, пиявок, паразитов, лягушек, змей. И в этот момент перед проповедником начинает виться назойливая муха. Мартен сердито машет руками, хлопает себя по лбу, но маленькая негодница ускользает, садится ему то на нос, то на шею. "Муха прилетела посрамить богохульника", - говорит один из героев повести - Фалькон: "Уж если Господу было угодно сотворить мух, значит такова была Его воля, и не наше с Вами дело её оспаривать".

"А муха всё жужжала и жужжала, неотвязная, как все мухи. И Бертрану вдруг послышалась в противном этом звуке явственная хвала Создателю - смиренная и радостная.

Всякое дыхание да хвалит Господа!"

Впрочем, не буду рассказывать всего. Может быть, кому-нибудь из читателей моего журнала захочется взять книгу в руки и самим проследовать за эн Бертраном в куртуазных приключениях, битвах, падениях и взлётах, пережитых им на извилистом и петляющем пути к Богу.

Кто я таков? Куда иду?
Дитя, заблудшее в саду,
В конце концов отышет мать и
В слезах падёт в её объятья.
А я, заблудший на земле,
Погрязший в горестях и мгле?
В добре не стоек, в злобе твёрд
И грешный безнадежно мертв.
Tags: чтение
Subscribe

  • Неаполь: перезагрузка (часть 3)

    ...В конце дня, мы с Ниной сидели в закусочной, расположившейся в одном из многочисленных переулков, отходящих от улицы Толедо. Я беседовала о своих…

  • Неаполь: перезагрузка (часть 2)

    Покинув Яичный Замок, мы рассчитывали быстренько дойти по прямой до площади Плебешито. Там, обещала карта, нас ожидают Базилика Франческо ди Паоло,…

  • Неаполь: попытка номер два. (часть 1)

    Вообще-то изначально я рассчитывала, что мы успеем увидеть Неаполь за одну поездку, а второй раз используем его в качестве перевалочного пункта,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments