донна Вита (le_donna) wrote,
донна Вита
le_donna

Categories:

Неаполь: блин комом (часть 2)

... Э, так начём мы остановились?
Да, зал баронов - вершина конструкторской мысли средневековья - и я ничуть не шучу. Покинув его мы снова очутились во дворе и стали оглядываться в поисках ещё каких-нибудь интересных лестниц, на которые можно подняться и дверей, в которые можно зайти.
- Где-то тут должна быть капелла, - рассуждала я вслух. - Нин, хочешь расскажу, почему в Неаполе пришла к власти династия французских герцогов Анжуйских?

Но дочь уже не слушала меня. Её охватил исследовательский дух, и она скользнула в одну неприметную дверку, совершенно проигнорировав надпись, призванную останавливать посторонних.

- Нина! Нина! Сюда нельзя! - завывала я снаружи, пытаясь не слишком превлекать внимание к себе.
Но безрезультатно. Дочь не желала выходить. И мне пришлось зайти за ней следом. Это была мрачная вытянутая зала с серыми каменными стенами и потолком выполненным уже без всяких конструктивных изысков. Свет проникал в маленькие зарешёченные окна - узкие горизонтальные щели в массивных стенах. И главное... здесь практически не было пола. Небольшое пространство деревяннного помоста и - провал на этаж ниже, и этот этаж был уже совсем минусовым - без намёка на окна, с обнажённой кладкой некрашенных стен, какие-то каменные ступы, скамьи и ёмкости напоминающие формой капсулы, но только гораздо больше... В одной из капсул я увидела чьи-то останки. Тазовые кости, серые от времени, круглые ряды рёбер, череп, который уже не мог скрепить с телом рассыпавшийся позвоночник... Кто это? Святой, принявший мученическую кончину? Ну, нет, тогда бы его кости выставили бы для поклонения, а не держали бы в служебных помещениях музея.Или это был узник, насоливший чем-то династии Анжуйских и заживо замурованный в каменном подвале? Мне стало страшно.

- Нин, пойдём отсюда, - потребовала я.

- Тут так интересно! - восхищённо зашептала дочь, - так интересно! Ты расскажешь мне об этом месте?

Но это был тот случай, когда я, увы!, не могла ничего рассказать и объяснить, потому что и сама мало что понимала.

Мы вернулись в солнечный двор, я в очередной взглянула на часы - время куда-то ужасно торопилось в тот день. И мы пошли в капеллу.


Она уже давно - не действующая церковь, а музей. А ещё - кладбище: фамильная усыпальница Анжуйских. Каменные плиты с именами сливаются с полом. Я старалась ступать аккуратней, чтобы любуясь на экспонаты - старинную церковную утварь, скульптуру Треченто и Кваторченто, живопись по стенам, не потоптаться случайно по чей-нибудь могиле. Не то чтобы я суеверна, но смерть мне внушает уважение.
Завладеть дочереным телефоном мне так и не удалось, так что она сняла сама и, думаю, у меня вряд ли бы вышло лучше - не преднозначены мощности встроенной в него камеры на такие тёмные помещения.



Одна из могил.


Общий вид с японскими туристами.


Скульптура и немного живописи.


Уличная икона, мрамор.

Не знаем, что это и откуда, но умиляемся уходящей романскому стилю на его самом излёте.


А вот готики влияние. Но французы влияли-влияли на итальянцев, да толком повлиять не могли. Уж слишком много прекрасного наследия прошлого сохранилось на Пиринеях, чтобы слепо следовать современной заграничной моде. Конструктивные принципы итальянцы заимстовали у соседей, а эстетические - всё же или у греков, или у древних.


Лёвики, лежат, отдыхают по соседству с электророзеткой. А когда-то держали на спинах мраморные колонны. Треченто моё любимое. Катарсиса, правда, не вызывает, но уми-ми-лительно смотреть.


Из окошка - вид на Везувий.
Ну, а теперь попробую показать развешанную по стенам живопись. Попробую, потому что абсолютно не уверена, что вы увидите её так, как вижу я. Потому что мне-то даже в сих смутных снимках (впрочем, я отобрала что почётче) видится то впечатление, которое я испытала, глядя на подлинник.
Ну, попытка-не пытка. Итак, на стенах развешаны фрески из храма Сан-Гильермо, 14 век. Я так до сих пор и не поняла, как это можно - развесить фрески отдельно от храма. Как это чисто технически осуществляется? Но факт остаётся фактом. Как-то отделили от стен и наклеили на толстые фанерные доски. И, как уверяет проспект, который мне вручили на входе в капеллу - тем самым спасли их от окончательного разрушения. Автор фресок некий Никколо ди Томасо. Я стала его "гуглить", "бинговать" и "яндексить", но практически ничего не нашла кроме этих двух работ:



Вот такая крайне неудачная попытка соединить византийский иконописный канон с новомодной объёмностью, заданной Джотто. Не получилось ничего, к тому же выход из приёма обнажил некие нелады с анатомией, которые в рамках старого приёма не бросались бы так в глаза.



И вот эту икону, которая, в плане техники, была шагом в том же направлении, но уже более успешным. Сочетание плоского и объёмного пусть и разрушают целостность восприятия, но всё же наэтот раз находятся в каком-то балансе... А остроконечное декорированное окно - это вовсе заимствование у французских мастеров. В общем, Никколо ди Томасо, кажется придерживался принципа - где нахожу, там и беру.

И может быть именно поэтому его работы представленные в капелле Кастл Нуово - совсем, совсем другие. И по настроению... И по технике.


Это апостол Пётр восседающий на троне, глава церкви земной. А вокруг - маленькие представители земного духовенства, стоящие на коленях и внимающие его толкованию вероучения. Тут - сюжетно - нарушена всё-таки небесная иерархия, какой-то католический перекос. Но. Но. Именно эта картина цепанула меня за сердце, хорошо-таки нарисован властитель... Строгий... усталый... и не желающий властвовать... мол, миновала бы меня чаша сия.

Другие картины - вернее то, что осталось от росписей - зацепили меня поменьше, но Нинка ж наснимала, буду показывать. Тем более качесто даже более приличное, чем у "моего" апостола Петра.

Кусок какой-то трогательной сцены.

Упитанная лошадка.


Ангел.



Пропитавшись старинным изобразительным искусством, мы в последний раз оглядели двор. Наше внимание привлекли какие-то странные деревянные агрегаты...

Оказалось - театральные машины. Ох. История театра меня и здесь настигла.


Гром-машина.


Ветер-машина.

Там были и ещё, но фотографий не вижу...

В общем, время подгоняло, кричало в ухо "пора-пора" и назойливо напоминало о расписании электричек. Так что мы пополнили наши запасы престной воды...

... и пошли прочь из этого зачарованного замка, так и не поглядев на коллекцию редкостей, расположившуюся на втором этаже.

Бросаем последний взгляд на ворота. Внутри они совсем не те, что снаружи. Я "гружу" бедный детский мозг фразами про конструцию свода и мы быстро удаляемся прочь, к ближайшей станции метро...


По дороге натыкаемся на коней Клодта - с Аничкова моста. Они действительно приехали сюда из Петербурга туристы, как и мы - это подарок Николая I королю Умберто.
Идём быстро, быстро, мимо лошадей, площадей, старика разложившего на тротуаре картины, людей, магазинов, витрин, закусочных. Но у нас есть ещё одно место, в которое собирались зайти прежде, чем отправимся в обратный путь: галлерея Умберто I... Всего лишь собрание магазинов, вроде нашего гостинного двора или пассажа. Хотя здание само по себе знаменито - и своими богатыми мозаиками, и тем, что чуть ли не положило начало "южному модерну". Про это здание дочь узнала, разглядывая, разложенную по полу карту-путеводитель, и теперь - "непременно!" - хотела увидеть Мозаичный зодиак на полу своими глазами.
И увидела. Место действительно красивое: сходящиеся к центру четыре галлереи, мозаичные полы, словно парящие между небом и землёй скульптуры и стеклянный купол, пропускающий свет так хорошо, что дополнительного освещения не требуется, хотя сиеста уже прошла и вечер начинает вступать в свои права.

Дочь бесконечно много фотографировала... И качество снимков в итоге оказалось получше, чем у тех, что снимали в Замке. Вот что значит - хороший свет.





















Нина хотела побыть здесь ещё немного, но я уже увлекала её прочь, прочь в подземелье метро, на вокзал, на поезд...

Нет, вовсе неплохой выдался день, хотя и "комом", конечно же. Но всё равно, ощущение незавершённости осталось. И в поезде, тревожно вглядываясь в заоконную темь - я опасалась пропустить свою остановку - я пообещала себе, что мы успеем ещё раз съездить в Неаполь, чтобы разглядеть его получше, чтобы ощутить его - почувствовать - понять.
Tags: Италия
Subscribe

  • Неаполь: перезагрузка (часть 3)

    ...В конце дня, мы с Ниной сидели в закусочной, расположившейся в одном из многочисленных переулков, отходящих от улицы Толедо. Я беседовала о своих…

  • Неаполь: перезагрузка (часть 2)

    Покинув Яичный Замок, мы рассчитывали быстренько дойти по прямой до площади Плебешито. Там, обещала карта, нас ожидают Базилика Франческо ди Паоло,…

  • Неаполь: попытка номер два. (часть 1)

    Вообще-то изначально я рассчитывала, что мы успеем увидеть Неаполь за одну поездку, а второй раз используем его в качестве перевалочного пункта,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments